
Лига, Лаура, Наталия и Илона – смелые женщины, которые согласились рассказать о пережитом насилии в семье, чтобы предупредить других. Они - не жертвы, они – способные выжить.
ФОТО: Янис Вецбралис, Рейнис Хофманис, Изабелле Нордфйелл
Если Илона не слушалась, ей надевали смирительную рубашку. Лига ждала очередного скандала, если у мужа был "тот" взгляд. Наталия просила только одного – больше не бить по глазам. В Латвии каждая третья женщина раз в жизни переживает физическое или сексуальное насилие. Это, вместе с Данией, самый высокий показатель в Евросоюзе. Половина жертв не ищет помощи. Эта история о смелых женщинах, которые согласились не прятаться, чтобы предупредить других. Они не жертвы. Он — способные выжить.
Знакомство. Очень быстрое знакомство.
Со вторым мужем Лига познакомилась в интернете. Восемь лет назад Лига развелась, одна воспитывала трехлетнего мальчишку и работала в лавочке льняных изделий в Старой Риге. Все вроде бы было хорошо, но подавляла усталость. Однажды вечером на странице интернета с многообещающим названием Эдемона познакомилась с Ренарсом (имя изменено).
Латыш, живет в Швеции, на тот момент разводился с женой – тоже латышкой. "Так красиво себя преподнес. Все у него есть, не хватает только семьи и детей", – вспоминает Лига.
Через пару месяцев они встретились в Стокгольме. Он подумал даже о кроватке для сына Лиги. Через полгода она с сыном переехала к новому другу.

ФОТО: Изабелле Нордфйелл
Быстрые отношения типичны для насильственных отношений. "Я заметила, что женщины очень часто знакомятся в интернете. Часто с мужчинами, которые хотят быстро создавать отношения. Быстро беременеют, быстро выходят замуж", – заметила социальная сотрудница Центра Марта Лиене Целминя.
Так произошло и с Лигой, и с другими героинями этой истории. Бухгалтер Наталия из Лиепаи развелась лишь недавно, когда вышла замуж во второй раз – за только что разведенного моряка. Художница Лаура из Риги и торговый руководитель Илона из Талси не запланировано забеременели уже в первые месяцы отношений.
Все произошло так быстро, потому что спешка обеспечивает главную цель насильника – полный контроль над жизнью другого.
Перенятие контроля
Позже, в группе психологической помощи, Лига сформулировала то, что с ней произошло. "Тебя кладут в холодную воду и медленно варят, как лягушку. Ты не замечаешь, что происходит, потому что отнюдь не всё время все только плохо".
Обычно под насилием в семье понимают именно физическое, но не менее разрушительно также и эмоциональное (унижение, крик, отказ разговаривать), экономическое (не дает денег, отбирает машину) и сексуальное насилие. В Латвии в основном уголовно наказывается физическое насилие в семье. Частью эмоционального насилия может быть преследование или доведение до попытки самоубийства. Тем временем в Великобритании сейчас рассматривают законопроект, предусматривающий наказание и за экономическое насилие.

ФОТО: Мадара Эйхе
Экономическое насилие не позволяет женщине создавать накопления, а это является существенной преградой, чтобы уйти от мужчины. "Все были на его имя", – вспоминает Лига. Она работала поваром и в семье отвечала за приобретение продуктов питания и детские расходы. Муж, зарплата которого была в три раза больше, оплачивал счета за дом и лизинг авто. "У него не было ни малейшего понятия о том, что дети растут. Сколько стоит обувь, одежда. Всегда надо было покупать самое дешевое. Он мне в месяц давал, может быть, 100 евро", – подсчитывает Лига. Если надо было больше, она у мужа брала взаймы и перечисляла обратно как долг.